«20 Ключей»: инструмент для конкурентного прорыва

Мы уже привыкли к тому, что стандарты ИСО серии 9000 — самые распространенные в мире. По опубликованным в прошлом году Международной организацией по стандартизации данным на 2009г. было сертифицировано на соответствие этим стандартам более 1млн. систем менеджмента качества (СМК). Но сертификаты есть, а качества во многих случаях нет. В чем же дело?

На мой взгляд, одна из причин, но думается, самая важная, — это слишком формальный подход к разработке, введению в действие и поддержанию СМК. На предприятии, где сотрудники, отвечающие за СМК, исходят не из потребности самого предприятия, не следуют принципу необходимости и достаточности, бездумно подчиняются букве, а не духу документа, в конце концов, не СМК работает на людей, а люди на СМК. Любые серьезные изменения и так ввергают коллектив в состояние стресса, но, если к тому же люди не понимают, зачем нужны эти изменения, как они могут улучшить работу, — ждите «итальянской забастовки». Стандарты ИСО серии 9000, пройдя длительный эволюционный путь развития, приобрели более гуманный характер и их требования стали менее формализованными. Но, внедряя даже самые гуманные стандарты, всегда нужно помнить, что для успеха любых перемен в компании главное – готовность сотрудников к работе в новых условиях. Для этого им необходимо понять, какую пользу перемены принесут им и всему предприятию, как должны измениться они сами. Компании, проводящие долгосрочные улучшения более чем в одной области одновременно, лидируют на мировых рынках. Они осознают важность синергии разнообразных действий по улучшению и необходимости работы на всех уровнях компании для достижения общего подъема системы. Осознать это им помогают менее формальные методики, такие, например, как приобретающая все большую популярность в мире методика «20 ключей». Иначе она называется Практическая программа революционных преобразований на предприятиях (ППРПП). Эта программа была разработана японским практиком Ивао Кобаяси более 35 лет назад.

Из опыта по изучению компаний, пытающихся внедрить тот или иной подход к совершенствованию производства, очевидно, что конкретные методы и подходы, применяемые в отдельности, часто не приводят к реальному, долговечному улучшению. В самом деле, гораздо важнее производить пошаговые и синхронные улучшения во всех сферах (так принято в успешных компаниях мирового масштаба), чем обращать внимание всего на одиночные моменты и потерпеть неудачу. Часто упускается из виду, что успешные компании следуют всеобъемлющему подходу к постоянному совершенствованию и интегрируют воедино все мероприятия по улучшению.

«По мнению специалистов многих компаний, внедривших или только приступивших к разработке программы „20 ключей“, персонал этих компаний знает не только что надо делать, чтобы повысить производительность и качество продукции, но, самое главное, как надо делать. Программа помогает компании сфокусироваться на лучшем, более дешевом и быстром производстве товаров и предоставлении услуг», — это слова Йосиюки Кобаяси, сына разработчика ППРПП Ивао Кобаяси. Недаром лозунг программы «Лучше! Быстрее! Дешевле!»

Сейчас компании из 55 стран используют эту программу. Конечно, больше всего предприятий в Японии, потом следуют ЮАР, Великобритания, Германия, Австралия и Новая Зеландия. Среди стран Восточной Европы наиболее активны Словения, Хорватия, Молдова. Нельзя не оценить помощь правительств этих стран при внедрении этого управленческого метода.


КОМПАНИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОТОРЫХ

ОСНОВАНА НА ПРОГРАММЕ «20 КЛЮЧЕЙ»

  • OLD MUTUAL. ЮАР - ФИНАНСОВАЯ И СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • PARMALAT. ЮАР - СЫРОДЕЛЬНЯ
  • ELDIM. НИДЕРЛАНДЫ - ПРОИЗВОДИТЕЛЬ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
  • SIEMENS TS. ГЕРМАНИЯ, АВСТРИЯ - ПРОИЗВОДСТВО СКОРОСТНЫХ ЛОКОМОТИВОВ САПСАН
  • KRAFT FOODS (БЫВШАЯ CADBURY). СИНГАПУР, ЛЕСОТО, ЯПОНИЯ, РОССИЯ - ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
  • SCA. РОССИЯ, ШВЕЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, МЕКСИКА - БУМАЖНЫЕ ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТИПА ZEVA
  • KONIKA. ЯПОНИЯ - УПАКОВКА
  • SEIKO MORIOKA. ЯПОНИЯ - ПРОИЗВОДСТВО ЧАСОВ
  • SANYO ELECTRIC. ЯПОНИЯ - ПРОИЗВОДСТВО БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
  • SEIKO SINGAPORE. СИНГАПУР - ПРОИЗВОДСТВО НАРУЧНЫХ ЧАСОВ
  • NICHIRO. ЯПОНИЯ - РЫБОПЕРЕРАБОТКА
  • AIDA CHEMICAL. ЯПОНИЯ - ПРОИЗВОДСТВО ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ ИЗ ОТХОДОВ
  • PRICON MICROELECTRONICS. ФИЛИППИНЫ - ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
  • YAMAICHY MICROELECTRONICS. ЯПОНИЯ - ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
  • ПЕНЗТЯЖПРОМАРМАТУРА. РОССИЯ - ПРОИЗВОДСТВО АРМАТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЕПРОВОДОВ,

ГАЗОПРОВОДОВ, АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

  • GORENIE. СЛОВЕНИЯ - ПРОИЗВОДСТВО БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
  • KONCAR. ХОРВАТИЯ - ПРОИЗВОДСТВО, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
  • DE BEERS. ЮАР — ДОБЫЧА И ОБРАБОТКА ПРИРОДНЫХ АЛМАЗОВ

И МНОГИЕ ДРУГИЕ


ППРПП можно рассматривать как некий интегрирующий «зонтик» для всех методов, применяемых на предприятии. Преимущество «20 ключей» в том, что они поддаются внедрению в умы людей в более «мягком» режиме, чем другие изменения. «20 ключей» понимают и принимают все сотрудники. Следуя логике «20 ключей», компании придерживаются принципа «Улучшения — каждый день». Особенностью ППРПП является ее гибкость. Каждый руководитель предприятия со своей командой и консультантом в зависимости от существующих проблем, решают, какие ключи необходимо внедрять в первую очередь. А это позволяет быстро, с наименьшими затратами и учетом индивидуальных особенностей предприятий сформировать дополнительные конкурентные преимущества.

Каждый ключ оценивается по 5-балльной системе. Для того, чтобы отпереть все двери, ведущие к совершенству, придется собрать «связку» из двадцати ключей, набрав при этом 100 баллов. 20 ключей тесно взаимосвязаны, улучшение одного из них автоматически подтягивает уровень остальных девятнадцати. Опыт показывает, что предприятия, только приступающие к внедрению программы «20 ключей», начинают с 20-30 баллов, набирая каждые последующие 3-4 года в среднем по 20 баллов. Как подсчитал создатель «20 ключей» Ивао Кобаяси, каждые полученные в процессе совершенствования 20 баллов сопровождаются повышением производительности на 100%.

Главная идея этой работы заключается в том, что компании, рассчитывающие достичь 5-го уровня по всем ключам, должны соответствовать не только отраслевым стандартам совершенства, но и глобальным требованиям рынка. Программа «20 ключей» — ценный инструмент для создания солидной базы для осуществления конкурентного прорыва. Это сознательный долгосрочный вклад в будущее любой компании. Очень важно, чтобы при нынешних стремительных изменениях на рынке сотрудники работали проактивно, участвовали в развитии своей компании и выступали с рационализаторскими предложениями. Программа «20 ключей» помогает меняться проактивно, и самое сильное ее преимущество в том, что она значительно повышает уровень вовлеченности персонала в процесс совершенствования. Профессор И. Кобаяси отмечает: «Когда сотрудники знают, какое положение компания занимает относительно других предприятий, у них появляется спортивный азарт. Они будут делать все, на что способны, чтобы их компания стала первой». Проактивное изменение — это изменение последовательное, представляющее собой комплекс мер, которые упреждают, прогнозируют ситуацию и ее последствия. Проактивные изменения позволяют предупредить негативную ситуацию и создать нужную положительную. Так же, как человек неспособен подняться на гору Эверест без соответствующей тренировки, так и компания не сможет внедрять высокие инновационные технологии, предварительно не подготовившись.

Часто в российских компаниях пытаются быстро, без подготовки внедрить какой-либо новомодный инструмент улучшений. Но персонал не понимает его сути, и процесс стопорится. Чтобы мотивировать их к изменениям, надо применять простой, но эффективный инструмент — сравнительный анализ (бенчмаркинг). В трудовом коллективе любой компании всегда должен присутствовать дух соперничества. Человеку свойственно сравнивать себя с другими. Стараясь стать лучше, чем друг, сосед или коллега, мы совершенствуемся. Но чтобы подобная конкуренция действительно приносила пользу, должна быть сформирована команда, сплоченная одной целью, что возможно только при наличии талантливого лидера, который готов и, самое главное, может вести за собой коллектив. При этом инициатива исходит снизу, а руководство ее развитием осуществляется, разумеется, сверху. Система таких двунаправленных коммуникаций очень важна и делает всю работу живой, а не формальной. Нельзя не сказать и о таком преимуществе программы «20 ключей», как ее простота и визуализация. Программа ориентируется на сотрудников всех уровней, а не только на «умных» людей.

Человеку в программе уделяется огромное внимание, и на это есть причина: каждому работнику не напишешь детальную инструкцию по всем процессам. Такой документ занял бы десятки страниц, да и все производственные ситуации не предусмотришь. Поэтому перечень обязанностей занимает не более одной страницы. Ежедневная же работа основывается на специальных знаниях и умениях сотрудников. Такой способ организации деятельности предполагает высокую профессиональную подготовку, ответственность работника, а также высокое доверие к нему руководителя. Впрочем, и теория, и опыт показывают, что выигрывают все.

Программа «20 ключей» — один наиболее успешных примеров концепции бережливого производства. Она сформирована таким образом, чтобы быть готовой для применения в любой компании, документально проработана до мельчайших подробностей. Эта методика — плод длительного и кропотливого труда. «20 ключей» прошли испытание временем на сотнях предприятий в различных отраслях промышленности и в разных странах мира. Она постоянно совершенствовалась и постепенно превратилась в своеобразный системный интегратор.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Совершенствуются рабочие места, улучшается психологическая атмосфера в коллективе, развивается дух коллективизма, взаимной поддержки, действия становятся более согласованными;
  • Увеличиваются скорость работы сотрудников и срок службы оборудования, коэффициент выхода годных изделий, коэффициент полезного использования рабочего времени. Значительно снижается вероятность остановок и аварийных отказов оборудования, сокращается продолжительность переналадки оборудования;
  • Снижается процент брака, запасы незавершенной продукции, сырья и материалов;
  • Повышается производительность труда, работники осмысленно подходят к производственным задачам, приобретаются дополнительные навыки, резко увеличивается количество рацпредложения, появляются идеи по развитию новых бизнес-направлений;
  • Достигаются корпоративные цели, улучшается качество продукции, снижается ее стоимость, совершенствуются цепи поставок;
  • В короткие сроки приближаешься к компаниям мирового уровня, значительно повышается прибыль.

Наверное, стены кабинетов руководителей многих компаний уже устали прогибаться от множества сертификатов, удостоверяющих величие компаний, для которых они были возведены. Но главную оценку любого руководителя дают лишь те, кто приобретают продукцию его компании. Россия, присоединившись к ВТО, поставила многие отечественные компании перед фактом — конкурировать или сдать позиции.

Думайте, господа, руководители!

АВТОР: Самойлов Юрий Николаевич

Источник: Журнал «Алтын сапа Казахстан», №1, 2012

12.01.2012, 4537 просмотров.

Поделиться в соцсетях
Чтобы оставить комментарий, нужно войти через соц. сеть или почту.
система комментирования CACKLE
Социальные сети
Twitter
Facebook
LinkedIn
Контакты
ООО «Деловое совершенство»,
115280, г. Москва, ул. Мастеркова, дом 4, Бизнес-центр «Панорама».

тел: +7 (495) 933-19-86
факс: +7 (495) 771-66-53

© ООО «Деловое совершенство» 2005-2018. Все права защищены
Яндекс.Метрика